Наши дела

За нашу гордость - наших предков. Акция 9 МАЯ 2012
День Победы - это праздник памяти и радости. Мы славили память наших предков и приобщали молодёжь нашими открытками интересоваться историей. Акция, занявшая чуть более трёх часов, прошла очень успешно... Подробнее

Книжная выставка в Киеве 10-13 ноября 2011г.
С 10 по 13 ноября в Киеве проходила 14-я международная книжная ярмарка. Это уже вторая выставка в этом году в Киеве, на которой издательство «Митраков» представляет публике уникальные книги русского учёного Н. Левашова.. Подробнее

Бигборд на ст. метро Олимпийская с 27.10.11 - 27.11.11
С 27 октября повесили наш плакат сроком на один месяц. Висит он на стене – в направлении метро Оболонь! Посередине перона. Все желающие могут воочию убедится или просто полюбоваться сами. Подробнее

Книжная выставка-ярмарка в Киеве 7-10 апреля 2011г.
В море интеллектуального обмана, захлестнувшем всю планету, недавно появились книги, несущие людям чётко и понятно сформулированную правду о законах природы, о зарождении жизни, о нас с вами и нашей. Подробнее

Бигборд на ст. метро Лесная
Усилия и средства одного человека сравнимы с маленькими речушками и ключами бьющими сами по себе, обособленно. Но если они решают объединить усилия и создать реку, то получается мощный стремительный поток сметающий Подробнее

Акция 9 мая. Мы помним великие победы! 2011г.
Уважаемые господа! Приглашаем Вас присоединится к проведения дня победы и великого праздника “9 мая” Подробнее

Родина-мать зовёт! Акция 9 мая 2010г.
Утром, 9 мая, по Крещатику к площади Независимости прошел парад военной техники времен Великой Отечественной. В марше приняли участие и ветераны, и молодежь, и дети, которые несли цветы и воздушные шары и портреты героев войны… Подробнее

Прошлое

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕТРА ПЕРВОГО

Представляем вашему вниманию фрагмент главы «Петровская историческая трансформация России» из монографии «История России. Учебник для учителя».

Традиционная модель Московского царства, которую наследовал Пётр I от своих предшественников, практически пошла на слом под напором петровского модернизационного процесса, оставив, пожалуй, только свою прежнюю базисную основу – крепостническую модель хозяйствования. Пётр I, однако, основательно укрепил её и парадоксальным образом соединил с элементами буржуазных отношений. Противоречия, возникшие в ходе этого процесса, существенно снижали государственную стабильность, усиливая опасность большой гражданской войны. Харизматическая личность Петра I, его пассионарный характер абсолютного монарха сочетались с жесткими, автосубъектными методами разрешения этих противоречий.

Петровские реформы затронули практически все сферы жизни государства и социума: хозяйственную систему, систему управления, социальные отношения, культуру. Пётр I, идя на радикальный разрыв с традициями прошлого (с русским духовным православным космосом), однозначно определил для России направление её развития по пути вестернизации, выбрав в качестве объекта для подражания страны европейского протестантского круга, совершенно не утруждая себя при этом поисками новой духовной опоры своим революционным преобразованиям. Его идеологическая парадигма была по сути дела сколком с западноевропейских идей естественного права (Гуго Гроций, Гоббс, Пуффендорф).

Но главное, что сделал Пётр I, заключалось в абсолютизации государственной власти, освобождении её от всех религиозно-нравственных норм.

Целью такого государства становится достижение на земле «всеобщего блага». Политизированная властью эта идея, появившаяся в идеологии русского абсолютизма, была заимствована Петром I из лютеранства. Этому должна подчиняться и церковь как часть государственного идеологического аппарата. На деле это была попытка внедрить в России протестантскую систему абсолютного государства, которая была рождена историческим процессом, совершенно противоположным отечественной истории.

Западноевропейская история указывает истоки этого процесса. Доминантой истории Западной Европы было постоянное соперничество светской и духовной власти, пап и светских государей за политическое лидерство на континенте. Этот процесс породил Реформацию и её детище – протестантизм с множеством сект, из которых, собственно и вырос политический плюрализм западноевропейского парламентаризма. Во главе реформационных движений становились в своих государственных рамках светские монархи которые , естественно, подчиняли государству церковь. Власть светская становилась абсолютной, обрастая громадным бюрократическим аппаратом. Пётр I был горячим поклонником такого механизма власти. Таким образом, в российской истории властных отношений с Петра I наступил резкий надлом.

В своё время Иосиф Волоцкий самого царя включал в систему Божьего тягла, в которой «царь подзаконен и только в пределах Закона Божьего и заповедей обладает он своей властью. А несправедливому или «строптивому» царю вовсе и не подобает повиноваться». И далее этот церковный иерарх заключал: «Царь злочестивый, не заботящийся о пастве, – не царь, но мучитель».

Напротив, западный абсолютизм, родившийся в борьбе против церкви, как раз отрицает за ней всякое право быть «совестью» государства, сжимает её в тесные рамки «обслуживания духовных». Причём сам же абсолютизм определяет и эти нужды и как их обслуживать. Георгий Флоровский назвал Петра I создателем «полицейского государства», в котором роль личности сужена до «винтика» в государственной машине, только и необходимой для удовлетворения «политико-технических задач и целей». Всё население российского государства без исключения было привлечено Петром I к государственному «тяглу». «Новизна Петровской реформы, – считает Г.Флоровский,- не в западничестве, но в секуляризации. Именно в этом реформа Петра была не только поворотом, но и переворотом», при этом «изменяется самочувствие и самоопределение власти.

Государственная власть самоутверждается в своём самодавлении, утверждает свою суверенную самодостаточность».

Не случайно Николай Бердяев сравнивал Петра I с Лениным, переворот петровский с переворотом большевистским: «Та же грубость, насилие, навязанность сверху народу известных принципов, та же прерывность органического развития, отрицание традиций, тот же этатизм, гипертрофия государства, то же создание привилегированного бюрократического слоя, тот же централизм, то же резко и радикально изменить тип цивилизации».

Характерной в этой связи является церковная реформа Петра I. В 1700г. после смерти патриарха Адриана были запрещены выборы нового патриарха (патриаршим местоблюстителем стал митрополит Стефан Яворский), а в 1721г. патриаршество было ликвидировано. Синодальная реформа 1721г. стала решающим шагом на пути победы государства над церковью. Было ликвидировано патриаршество с Поместными соборами.

Вместо этого создан Священный Синод, учреждённый по принципу коллегий, членство в котором не было постоянным (членов Синода назначал и увольнял император); для надзора за решениями Синода была введена должность Обер-прокурора из светских лиц (как правило, первоначально это были гвардейские офицеры); хотя Синод был официально признан равным патриарху (что было подтверждено всеми вселенскими патриархами), реально он выступал орудием имперского управления церковными делами (как Сенат-светскими); собственных полномочий Синод не имел, дела на рассмотрение ему поручал император. Члены Синода давали клятву императору, который считался верховным судьёй. Эта формула была отменена только в 1901 г. В «Духовном регламенте», изданном Петром I, разъяснялись политико-идеологические причины церковной реформы.

Вслед за рассуждениями о преимуществах «соборного духовного правления» перед властью «единого высочайшего пастыря» недвусмысленно говорилось о том, что власть подобного «пастыря» чревата для самодержавного монарха, как это уже не раз бывало в истории, начиная с юстинианских времён в Византийской империи и кончая совсем недавними «и у нас бывшими замахами», весьма сходными с теократическими претензиями римских пап. Автор «Духовного регламента» архиепископ Ф.Прокопович прямо заявил в Регламенте, что наличие наряду с царём «правителя духовного» даёт повод последнему «помышлять», будто он «есть то второй государь, самодержцу равносильный», даже «больший». Но такое мнение опасно вдвойне: во-первых, им могут воспользоваться «коварные» люди, в том числе и духовные, и, во-вторых, оно якобы может породить в народе надежду на «помощь к бунтам своим» от духовного чина.

В эту схему хорошо укладываются мероприятия, направленные на разрушение канонической церковной иерархии. Устранение представителей церкви от участия в государственных делах, в том числе исключение патриарха из Царской думы; прекращение прав «печалования» патриарха, то есть права вступаться за опальных и обиженных; вмешательство царя в дела патриарха (прежде всего в церковные назначения), подрыв авторитета церкви (создание «всешутейшего сумасброднейшего и пьянейшего собора») и лишение её части собственности.

Тем не менее, период правления Петра I стал временем судьбоносных для России геополитических территориальных приращений.

Наконец то, что после многих десятилетий неудачных войн за выход к Балтийскому побережью Россия, благодаря победоносному итогу Северной войны (военные действия против Швеции продолжались 21 год), получила вожделенный выход к Балтийскому морю, включив в свой состав Прибалтику. Геополитическое влияние России в мире после победы в Северной войне резко возросло. Россия становится империей со статусом мировой державы.

Россия в петровское время выстроила новую модель организации своих вооружённых сил. Основным организационным нововведением явилось создание регулярной армии и военно-морского флота. Хозяйственно – инфраструктурное обустройство российской территории определяло, как об этом было сказано выше, сохранение и укрепление крепостного строя. Мощным фактором этого процесса было тотальное государственное вмешательство во все сферы жизни социума, что привело к усилению централизации власти и бюрократизации всей системы управления.

Государственные преобразования системы управления российским государством начались ещё до Северной войны. Ещё в 1694г. прекратилось пожалование в думские чины, а в 1699г. была создана Ближняя канцелярия. По мере усиления абсолютизма Боярская дума, как узко сословный орган, утрачивала своё значение. Сведения об её заседаниях обрываются в 1704г. Функции Думы на первых порах стала выполнять Консилия министров-совет начальников важнейших правительственных ведомств. А в 1711г. Консилию сменил Сенат, при котором были введены должности обер-фискала и фискалов в целях негласного надзора за деятельностью госаппарата. Как высший орган управленияСенат сосредоточил в своих руках судебные, административные, законосовещательные функции, а также ведение дел коллегий и губерний.

В основе реформы государственных органов лежали принципы камерализма – учения о бюрократическом управлении, предполагавшем функциональность и коллегиальность управления, чёткую регламентацию обязанностей чиновников и специализацию канцелярского труда, единообразие штатов и жалования. В 1717-1721гг. произошла постепенная замена 44 приказов 11 коллегиями во главе с президентами. В 1718г. был принят «Реестр коллегиям», определивший их штатные расписания. На правах коллегий действовали созданный в 1720г. Главный магистрат и образованный в 1721г. Священный Синод. Порядок рассмотрения дел в коллегиях был разработан Генеральным регламентом коллегий 1720г., согласно которому каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, четырёх-пяти советников и четырёх асессоров. При Сенате была введенадолжность генерал-прокурора (П.И. Ягужинский), а в коллегиях – должности прокуроров для гласного надзора за деятельностью последних.

Областная реформа 1708-1710гг. образовала институт генерал-губернаторов и губернаторов.

Было создано 8 губерний и губернаторы заменили упразднённые областные приказы. К 1719г. структура областной администрации изменилась. Вместо губернии основной единицей административного управления стала провинция (50 провинций во главе с воеводами). Губернии сохранялись, но во власти губернатора оставалось только управление губернским городом и командование войсками, а по остальным вопросам воеводы сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Проведённая в 1699-1700гг. реформа городского управления привела к введению постов бургомистров, а в Москве – к созданию Ратуши (Бурмистерской палаты), выполнявшей функции казначейства. Городское самоуправление, не подчиняющееся воеводам на местах и приказам в центре, оплачивалось двойным окладным сбором (на местах земские избы). Из-за сопротивления городов двойному обложению правительство отказалось от этой меры, но объявило реформу обязательной в целях сбора налогов без затрат со стороны центра. В ходе второй городской реформы были созданы городские магистраты.

Особое место в государственном аппарате занимал Преображенский приказ, созданный ещё в конце XVII вв. для управления хозяйственными делами царской резиденции и получивший права политического сыска (просуществовал до 1729г). В 1717г. были образованы Майорские розыскные канцелярии, члены которых по Указу 1721г. менялись ежемесячно и подчинялись лично царю. На основе этих органов в ходе следствия по делу царевича Алексея в I7I8г. была учреждена Тайная канцелярия, которая при Екатерине II передала эстафету Тайной экспедиции Сената.

Необходимо в итоге подчеркнуть тот факт, что вся новая, созданная Петром I система госаппарата, была им полностью скопирована со шведских и прусских образцов. Иначе и быть не могло. С одной стороны, в условиях длительной тяжёлой войны у царя не было иного выбора, как воспользоваться готовой западноевропейской моделью государственного управления, которая, по его мнению, идеально работала в странах европейского протестантского ареала, и которая, как ему казалась, будучи внедрённой в совершенно иное ментальное пространство России, позволила дать достойный «ответ» на «вызов» Европы (выиграть Северную войну). С другой стороны, менталитет самого Петра I был изначально из-за совокупности различных обстоятельств, с самого его детства ориентирован на приверженность западноевропейским ценностям и игнорирование русских духовных православных традиций, которым были так верны его предшественники, его отец Алексей Михайлович и его брат Фёдор Алексеевич.

Трудно в этой связи согласиться с тем, что петровские реформы – это был единственный возможный путь исторического движения страны и антитеза отсталости.

Одним из соображений является то, что созданный императором госаппарат, по меньшей мере, нуждался в серьёзной реконструкции, свидетельствовали размеры коррупции, как ржавчина разъедавшая тело государственного управления. Действительно, коррупция среди высших чинов достигла таких размеров, что Пётр I был вынужден пойти на крайние меры. Пытан и публично бит кнутом вице-губернатор Петербурга Я.Н.Римский – Корсаков, казнён за казнокрадство сибирский губернатор князь М.П.Гагарин, умер во время следствия архангельский вице-губернатор А.А.Курбатов, подвергнуты пытке сенаторы князь Г.И.Волконский (управляющий Тульским оружейным заводом) и В.А. Апухтин (управляющий Монетным двором). Изобличающие материалы были собраны на генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, князя Я.П.Долгорукова, комиссара над санкт-петербургскими строениями У.А. Синявина. Был дан ход и делу А.Д.Меньшикова, но он был прощён благодаря заступничеству Екатерины Алексеевны.

Таким образом, административная модель развивалась при Петре I в направлении её унификации. Применительно к разным слоям российского народонаселения это подразумевало жёсткую регламентацию, например, ликвидацию стрелецкой и казацкой вольницы, регламентацию ясачных отношений с малыми народностями российских окраин и т. д. Это привело к резкой поляризации социальных страт. На фоне окончательного закрепощения крестьянского населения, громадного строительства и длительной Северной войны происходит ухудшение демографических показателей. Традиционная модель естественного воспроизводства населения, характеризуемая в прошлом высокой степенью рождаемости, в петровское время начала сдавать сбои из-за большой убыли мужского населения. Однако позднее положение выправилось. По 1-ой ревизии 1722г. население российского государства насчитывало 14 млн. По второй ревизии в 1742г. было уже 16млн.

Основные нововведения в модели госуправления заключались в появлении новых структур высшей и местной власти. Еще одно направление институциональных изменений увязывалось с церковной и судебной реформами. В итоге административных реформ в России было завершено создание абсолютной монархии. Именно при Петре I произошло создание огромного дорогостоящего государственного аппарата: в 1704г. военные расходы составляли 40%, дворцовые – 4,4%, дипломатические – 2,1%, церковные – 0,8%, на просвещение, медицину и почту-0,5%, а затраты на госаппарат – 37,2%. Можно считать, что в это время период «служилой бюрократии» сменился временем «дворянской бюрократии». В 1721г. Пётр I принял титул императора с наименованием «Великий», а в 1722г. был опубликован Указ о престолонаследии, который обосновал право царствующей особы назначать наследника по своему усмотрению. В 1724 короны официально удостоили сорокалетнюю супругу Петра I Екатерину.

 

Источник rusrand.ru



Оставить комментарий